Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Жанр номера

СТАТЬЯKünstlerroman / Роман о художнике

«Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился» – так начинается стихотворение А. С. Пушкина о творческом пути, поэту понадобилось всего 30 строк, чтобы метафорически передать содержание романа о художнике. Сам жанр Künstlerroman не отличается краткостью формы – наоборот, писатели стремятся как можно точнее и подробнее описать превращение обычного человека в поэта, композитора, живописца.

Основной жанр: роман (роман воспитания)

Время появления: XVIII век

Место появления: Германия

Канон: нестрогий; в основе сюжета лежит самоопределение художника и становление его творческой личности

Особенности: во избежание путаницы учёные часто не переводят термин с немецкого.

Часто в определении жанра возникает путаница – выражение «роман о художнике» в обыденной речи может применятся в широком значении ко всем произведениям, где главным героем будет представитель творческой профессии. В этом случае мы говорим не о жанре, а о теме. Научный термин «Künstlerroman» (его часто пишут по-немецки, чтобы подчеркнуть более узкое значение) относится к определённому типу произведений, в которых главный герой ищет своё место в жизни и, в конце концов, после многочисленных сомнений и испытаний, приходит к творчеству, как единственному возможному призванию.

Создатель этого жанра – человек, которого называли при жизни и продолжают называть до сих пор Художником с большой буквы, Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832). В 1795 году он издал роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», который стал образцом для подражания для многих его последователей в Германии и за её пределами. Вильгельма читатель встречает молодым человеком, стремящимся стать поэтом. Он проходит через отречение от искусства, обретение своего таланта в драматургии и в конце приходит к пониманию своего истинного призвания – служения людям. Гёте показывает не только путь становления творческой личности, но и самосовершенствования человека. Искусство является одним из этапов развития Вильгельма – очень важным, но не последним. Поэтому «Годы учения» дали начало не только роману о художнике, но и близкому к нему роману воспитания.

J. W. von Goethe. Wilhelm Meisters Lehrjahre. Первое издание романа И. В. Гёте "Годы учения Вильгельма Мейстера" 1795 года.

Однако для романтиков (особенно йенских) ценность служения людям в отрыве от искусства не казалось такой очевидной. Для них творчество и было служением. Поэтому главный герой романа «Странствия Франца Штернбальда» Л. Тика (1798) преодолевает все трудности и соблазны только ради того, чтобы стать настоящим живописцем. Франц, ученик Альбрехта Дюрера, отправляется в Италию, чтобы перенять опыт старых мастеров. На деле это путешествие имеет не только материальную, но и духовную цель: Франц не соглашается остаться в Северной Европе и писать только пейзажи Германии, он именно стремится постичь неведомую Италию. Последняя здесь уже не совсем реальная страна (нужно иметь в виду, что на тот момент единого итальянского государства ещё не было на карте), это «Италия духа», воплощение истинного творчества, высокий романтический идеал. Тик усиливает стремление Франца в Италию с помощью образа незнакомки, которую герой находит во Флоренции, и там же обретает своё призвание.

Друг и коллега Тика, Новалис (Фридрих фон Харденберг), выпускает в 1799-1800 гг. роман «Генрих фон Офтердинген». Он более метафоричен, заглавный герой не определяет себя как художник, однако он, как и Франц, путешествует в поисках своего творческого идеала. Генрих – художник, который может силой своего вдохновения изменить себя и весь окружающий мир. Он отправляется в путь, увидев сон о голубом цветке, в котором увидел образ таинственной незнакомки – именно её он находит в конце первой части романа. По дороге он, как и Франц, встречает представителей различных профессий – этот опыт должен помочь ему в достижении смысла своей жизни, искусства. 

Новалис умер, не успев написать большую часть романа, поэтому мы не видим на его страницах преображения героя, и можем ссылаться лишь на краткое содержание, составленное Тиком по рассказам Новалиса о замысле произведения. Как и в романе самого Тика, здесь предполагался счастливый финал, в котором Генрих достигает своей цели.

Жанр постепенно, хотя и не сразу, распространяется в европейских литературах. Канон при этом претерпевает своеобразную трансформацию: появляются

две разнонаправленные тенденции развития романа о художнике. Первую представляют те произведения, где главный герой (героиня), несмотря на свой талант и поиски, терпят неудачу на своём пути. О. Бальзак в «Утраченных иллюзиях» (1837) видит причину «поражения» своего персонажа отчасти в обществе и несправедливом литературном рынке, а Э. Золя в романе «Творчество» (1886) предполагает, что причина в самом искусстве, его уничтожающей силе. Подобных романов в истории жанра было не так много – и вовсе не потому, что авторы любили счастливые финалы. Писателей интересовали не внешние факторы, влияющие на раскрытие таланта, и даже не те трудности, которые могут оказаться для художника непреодолимыми. Важнее было понять и показать, как человек находит потенциал в себе, как на его уровне происходит  взаимодействие творца и искусства. Поэтому авторы выбирают вторую тенденцию – счастливый финал, в котором персонаж достигает своей цели и становится художником.

Классические образцы Künstlerroman появляются на рубеже XIX-XX вв. 

Артур Хьюз. Иллюстрация к роману Э. Барретт Браунинг «Аврора Ли»

Однако я начну с более раннего произведения. В 1856 году появляется роман в стихах «Аврора Ли» Э. Барретт Браунинг. Несмотря на стихотворную форму, текст можно назвать полноценным романом о художнике, повествующим о жизни заглавной героини. Аврора стремится стать поэтессой, вся её жизнь связана с творчеством. Как и в произведениях Тика и Новалиса, героиня не может творить, не понимая, кто она и как она относится к миру. Испытаниями на её пути становятся уже не обилие «предложений» других профессий, а ограничения во всех сферах жизни. Браунинг показывает, как трудно женщине доказать своё поэтическое призвание в обществе того времени. Даже её возлюбленный вначале уговаривает ее отказаться от своей идеи.

Однако для романтиков (особенно йенских) ценность служения людям в отрыве от искусства не казалось такой очевидной. Для них творчество и было служением.

Йенский романтизм (йенская школа)

— самая ранняя группа немецких романтиков, которая появилась в Йенском университете в 1796 году. Основным теоретиком йенцев был Фридрих Шлегель, он разрабатывал в том числе концепцию романтической иронии. Кроме Фридриха, в группу входил его брат Август Вильгельм, а также Новалис, Л. Тик, В. Г. Вакендродер, В. Й. Шеллинг, Ф. Шлейермахер и др.

Но Авроре удаётся выдержать все испытания – она становится настоящей поэтессой.

Одна из важных особенностей романа Браунинг – его автобиографичность, которая впоследствии практически станет частью «канона» жанра. Стремление передать свои переживания и описать собственный путь к творчеству присутствуют почти во всех произведениях жанра Künstlerroman. Автобиографические черты появляются иногда даже против воли своих создателей. Так, например, критики находили много общего у героя романа «Жан-Кристоф» (1904-1912) и его автора, Р. Роллана, хотя последний это отрицал. Жан-Кристоф – композитор, «современный Бетховен», как его определял Роллан. Мы видим персонажа от рождения и до смерти, весь его долгий путь к «последнему аккорду», наивысшей гармонии, которой он достигает на пороге смерти. Необычность романа в том, что герой становится известным композитором и реализовывает свой талант уже во второй книге из десяти. Но его движение на этом не заканчивается – подобно Францу Штернбальду (персонаж Л. Тика), он ищет нечто, лежащее вне обыденного мира. И чтобы достичь идеала, Жан-Кристоф проходит испытания в личной, а не общественной, жизни: в отношениях с друзьями, возлюбленными и, конечно же, искусством.

Вслед за произведением Роллана, в 1913 году начинает публиковаться

публиковаться цикл романов М. Пруста «В поисках утраченного времени». Это почти автобиографическое произведение, которое начинается с воспоминаний некоего Марселя о своём детстве и о людях, его окружавших. Память впечатлений – вот что он ищет и благодаря чему «возвращает» утраченное время. Мы наблюдаем за жизнью Марселя на протяжении семи томов, а в самом конце узнаём, что это произведение и есть то самое «утраченное время». В какой-то момент герой осознал, что он должен написать эту книгу о своей жизни, и только тогда, в искусстве, она обретёт смысл. Пруст пишет, что Марсель может выйти за рамки времени и постичь суть вещей, если соединит все свои впечатления и выстроит их в единую картину. Именно эти осмысленные и проанализированные воспоминания становятся настоящим искусством. 

Один самых знаменитых романов о художнике – «Портрет художника в юности» Дж. Джойса (1916). В этом автобиографическом произведении рассказывается о Стивене Дедалусе, который, пережив бедность семьи и мучения в иезуитской католической школе, выбирает путь писателя. В целом, его путь вполне соответствует вышеописанному «канону», однако здесь есть и свои особенности. Во-первых, Джойс уже здесь использует технику потока сознания, и с ее помощью ещё точнее передаёт переживания будущего писателя, его восприятие себя и окружающих. Во-вторых, обретение своего творческого «Я» происходит у Стивена в момент так называемой «епифании» – внезапного эстетического откровения, в котором он чувствует гармонию и пытается её выразить. Если Жан-Кристоф нашёл свой последний аккорд перед смертью, Стивен понимает всё, что он хочет выразить, уже в начале пути. В дальнейшем мы встретим его в «Улиссе», где его проблемы лишь частично будут касаться искусства.

В русской литературе жанр Künstlerroman встречается не так часто. Номожно выделить, по крайней мере,  два романа, получившие известность не только в России, но и по всему миру. Оба, как ни странно, были написаны в эмиграции. И. Бунин издал свой единственный роман «Жизнь Арсеньева» в 1930 году в Париже. 

Стремление передать свои переживания и описать собственный путь к творчеству присутствуют почти во всех произведениях жанра Künstlerroman.

Повествование ведётся от лица автобиографического героя, Алексея Арсеньева. Воспоминания и размышления героя роднят его с персонажами Пруста и Джойса – текст даже оказывается ещё более импрессионистичным, поэтичным. Второй роман о художнике на русском языке – это «Дар» В. Набокова (1952). Он считается одним из самых сложных произведений литературы русской эмиграции. Главный герой, Фёдор Константинович Годунов-Чердынцев, живёт в Берлине и пишет роман о Чернышевском. Сам этот роман включён в произведение Набокова в качестве четвёртой части, а в заключительной, пятой, Фёдор собирается написать и сам «Дар». Набоков, таким образом, пишет не просто роман о художнике, а роман о романе о художнике, особенно если учесть тот факт, что вставное произведение также посвящено писателю.

Künstlerroman – это один из немногих жанров, в которых писатели пишут о самих себе. Автор одновременно имеет почти безграничный простор для выражения своих переживаний, сомнений и мыслей, но вынужден считаться с рамками жанра, в которых принято ничего не утаивать от читателей. Начиная с произведения Гёте и далее в течение 200 лет роман о художнике выбирали те авторы, которым было необходимо поспорить о сущности искусства, не просто выдвинуть своё видение творчества, но и доказать его эстетически с помощью большого текста. Сейчас в этом жанре появляется мало произведений, но, тем не менее, авторы продолжают писать и экспериментировать. Трансформация канона начинается ещё с «Доктора Фаустуса» Т. Манна (1947), где Адриан Леверкюн становится «злобным гением», и его достижения несут вовсе не благо в человеческий мир. А в 1973 году выходит роман А. Мёрдок «Чёрный принц», где вместо молодого героя мы сталкиваемся с пожилым человеком, который благодаря событиям произведения наконец-то становится настоящим писателем. ■

Эльнара Ахмедова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?